Имидж. PR. Эффективные коммуникации.

Искусство общения

Я к вам пишу…

Учимся писать письма

«Сам люблю получать письма, но писать самому письма считаю почти невозможным и даже нелепым: я не умею положительно высказываться в письме.» Довольно странное признание. Особенно, если учесть, что сделано оно ни кем-нибудь, а Достоевским, писателем, который в эпистолярном жанре написал целый роман. Впрочем, сегодня, несмотря на прогресс в области связи, форма традиционного письма  обретает вторую жизнь.

История письма

Процесс вытеснения эпистолярной формы общения начался с конца ХIХ века, времени, когда активно строились железнодорожные магистрали, развивались телефонные и телеграфные каналы связи. Но если еще в середине  и третьей четверти ХХ столетия писать письма было, в общем-то, делом, может и не самым любимым, но  привычным и для убеленных сединами стариков, и для юных особ, то с появлением мобильной телефонии и Интернета работы у почтальонов заметно поубавилось. SMS, чаты, форумы, «мыло» (электронная почта) обеспечили скорость переписки и доступность адресата практически в любой точке земного шара. Казалось бы, письма должны были исчезнуть как способ коммуникации. Но… если они когда-нибудь и перестанут существовать, то не сейчас.

Сегодня писать письма традиционным способом — то же самое, что ездить на антикварном автомобиле. Несколько старомодно, но очень респектабельно. В суете не каждый позволит час-другой провести над посланием другу или партнеру. Не каждый сможет написать страницу-вторую без ошибок и помарок. И еще меньше сумеет по выразительности и содержательности послания приблизиться к тем, чьи письма и спустя столетия мы читаем с невольным благоговением. Впрочем, не боги горшки обжигают. Написание писем именно то творчество, которому можно научиться.

Возникновение письма

Каноны (правила) эпистолярного жанра складывались веками. Отражение этого процесса можно увидеть и на глиняных древнегреческих табличках, и египетских папирусах, и берестяных грамотах. И все же считается, что современные формы переписки сложились всего два столетия назад. Основные правила – этикет составления корреспонденции – были заложены в Англии.

Сегодня переписку делят на деловую и личную. В первом случае руководствуются правилами делового этикета и принципами, принятыми в делопроизводстве. Личная переписка не имеет столь строгой регламентации. Хотя в последние годы специалисты в области письменных коммуникаций, и особенно зарубежные, отмечают, что соблюдать стандарты следует в официальной переписке, а в текущей деловой позволительна большая свобода. Здесь следует уточнить, форма и стиль послания определяются его целью. Понятно, что письмо-рекламация будет отличаться от письма коммерческого или рекламного. Стандарты внутрифирменной деловой переписки могут определяться как общепринятыми в делопроизводстве требованиями, так и корпоративной культурой.

Kультура переписки

Личная переписка – свободный жанр. Автор сам определяет не только содержание, но  и способ его изложения. Тем не менее, и здесь существуют правила, соблюдать которые необходимо. Конечно, если автор послания рассчитывает на то, что письмо будет получено и прочитано.

Безусловно, писать письмо другу, жене или родным по составленному заранее плану никто не будет. И все же следует понимать, что у любого, даже интимного, послания должен быть смысл. Писать ради письма — это тоже пустословие. К адресату, к его времени следует относиться уважительно. А он, в свою очередь, должен легко понять, о чем ему хотели рассказать и какую реакцию от него ожидают. Очень деликатно, но без фальши надо и отвечать на любые просьбы. Иначе выйдет как в одном из рассказов Чехова — «Письма, в котором денег ты просил, я не получал».

Эпистолярному жанру серьезное значение придают не только специалисты по этикету. В одном из своих писем религиозный деятель святитель Григорий Богослов, рассуждая о культуре переписки, заметил, что письмо «не должно быть слишком витиеватым или содержать только обрубки фраз; письмо должно быть глубоким по содержанию и изящным по форме»

P.S.: Пишите ли Вы письма близким людям? Приходилось ли Вам письменно обращаться в органы власти? Знаете ли, как писать письма-рекламации, благодарственные письма, продающие письма? Какие у Вас появляются мысли и эмоции, когда получаете рекламные письма?
Поделитесь своим опытом.
Задайте мне вопрос по теме статьи. Я обязательно на него отвечу.



Вам понравилась публикация?
Вы можете поделиться ею со своими друзьями и знакомыми.

Вам понравилось? Поделитесь с друзьями!

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>