Имидж. PR. Эффективные коммуникации.

Паблик Рилейшнз

статья в газете "Южноуральская панорама"

Термин «пиар» сейчас знают все, от мала до велика, и употребляют в повседневной жизни, пожалуй, не реже других новых слов. Увидели чью-то фотографию на обложке журнала: «О! Кажется, господин пиариться начал». Произошел громкий скандал в шоу-бизнесе, наподобие «раздела» сына между Орбакайте и Байсаровым, сразу у обывателей возникают версии: «Это они, наверное, так пиарятся». Подружки собираются в ночной клуб, продумывают свой гардероб: «Сходим на эту вечеринку, попиаримся!» Одним словом, из нового и оригинального термина это слово постепенно превратилось в заезженное клише, употребляемое по самым разным поводам, безотносительно к его первоначальному значению.

        А что обозначает этот термин на самом деле? Об этом нам рассказала специалист по имиджелогии и пиар-технологиям Татьяна Черепанова.
— Прежде всего скажу, что существует более пятисот определений этого понятия. Пиар — по большому счету — это не изобретение сегодняшнего дня. Отголоски «пиара» мы можем найти даже в Средних веках.

       Кстати, знаете ли вы, что слово «пропаганда» появилось в XVI-XVII веках, тогда оно использовалось в религиозном контексте. Папа Климентий ввел это понятие, когда шла речь о распространении христианства, и уже потом оно вошло в политический лексикон благодаря Великой французской революции.

         Отдаленные «отпечатки» пиара можно найти еще раньше — и в Древнем Риме, и в Древней Греции. Стоит вспомнить знаменитых софистов, которых привлекали для представления чьих-либо интересов на государственных совещаниях. Юлий Цезарь накануне великих сражений составлял обращения к воинам для их вдохновления на подвиги.

     А само понятие «общественные отношения» было введено в обращение американским президентом Джефферсоном в 1807 году. Наверное, будет любопытно узнать, что первое пиар-агентство было организовано еще в 1900 году в американском Бостоне.

       В России профессия специалиста по связям с общественностью была признана легитимной в 1996 году. Есть даже профессиональный праздник — День специалиста по связям с общественностью, он отмечается 27 июля. В 2000 году был принят образовательный стандарт для обучения таких специалистов.

     — Татьяна, как вы думаете, почему мы так быстро и с таким интересом «ухватились» за этот термин?
— Мы очень быстро поняли, почувствовали, что реклама — это плохо, и нам надо было как-то дистанцироваться от этого понятия. Вот мы и нашли «новое» интересное слово, хотя часто его употребляем в несоответствующем ему контексте.

       — А чем тогда отличается реклама от пиара?
— Если говорить коротко, то цель рекламы — воздействовать на человека и заставить его принять определенное действие или принять какое-то решение для приобретения чего-то. Здесь подразумевается односторонняя связь, рекламисту по большому счету не важно мнение людей. А в «связях с общественностью» предусмотрены двусторонние отношения, собственно это уже заложено в самом определении. Главная цель пиара— убедить человека в чем-то, согласовываясь с его интересами.

       На сегодняшний момент пиар-действие строится лишь на том, что мы убеждаем человека изменить отношение к чему-то или кому-то, но сам источник пиара не готов к изменениям. Но идеальная модель пиара — это когда между сторонами, участниками контакта, есть готовность к компромиссу, изменениям с обеих сторон. Но, на мой взгляд, такой вариант возможен только в зрелом гражданском обществе. Насколько готово наше общество к работе в таком формате? Признаюсь честно, здесь я не испытываю особого оптимизма.

      — Есть такое выражение — черный пиар. Чем он отличается от обычного?
— Скажу даже больше — появляются выражения «коричневый» пиар, «зеленый»… Но все это лишь игра слов. В пиаре, как и в любой деятельности человека, есть цели, есть задачи. Все остальное — это степень морали, нравственности человека, занимающегося этой деятельностью. Скальпелем хирурга можно спасти человеку жизнь, а можно — убить.

       В принципе ошибочно думать, что пиар — это некое яркое красивое событие. На самом деле это кропотливая, трудоемкая работа, которая начинается с… исследования. А истоки этого ошибочного мнения, наверное, кроются в том, что пиар просто сам себя перепиарил.

        Терехина Ольга Васильевна

        http://www.up74.ru/rubricks/obshhestvo/2009/oktjabr-09/pablik-rilejshenz/

Вам понравилось? Поделитесь с друзьями!

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>