Об имидже не думай свысока
Подзаголовков к этой статье могло бы быть несколько. Потому что рассуждать и писать об имидже можно много. Защищая его от нападок обывательской молвы и критикуя тех, кто объявил себя "имиджмейкером". Но все по порядку.
Что такое имидж?
Можно обнаружить не один десяток определений этого понятия. Сухих научных и ярких метафоричных. От объяснений, построенных на сравнении слова с английским «собратом», до формулировок, в которых попытка расшифровать смысл слова почему-то приводит к противоположному результату. Не потому ли до сих пор в массовом сознании имидж до сих пор толкуется неточно, искаженно?
Кстати, в русский язык слово пришло достаточно давно – не позднее второй половины 80-х годов прошлого столетия. В 1986 году о формировании имиджа спрашивали лидера группы «Аквариум» Бориса Гребенщикова зрители программы «Музыкальный ринг». Но, увы, четверти века оказалось маловато, чтобы усвоить: имидж – это не просто платье, костюм, аксессуары, пусть и подобранные по все правилам гармонии и этикета.
Имидж – комплекс характеристик, которыми можно описать человека, фирму, организацию, профессию, страну… Если говорить о человеке, то имидж – это не только сумма его внешних признаков: природные данные и то, чем они «оформляются» — одежда, аксессуары, макияж и прическа. Чтобы имидж был целостным, предстоит поработать еще над семью(!) его компонентами. Какой из них выходит на первый план, зависит от ситуации. Очевидно, что для карьеры в модельном бизнесе дизайн внешности имеет первостепенное значение. Но для работы в Интернете (в инфобизнесе) это уже не столь важно. Хотя отчасти функции габитарного имиджа (от латинского «габитус» — внешность) начинают выполнять другие визуальные элементы: базовая фотография, дизайн сайта… (Покажи мне свой сайт, и я скажу, кто ты…)
Есть еще один существенный признак, который описывает истинное значение слова «имидж».
Имидж – это искусственно созданный образ. NB! – искусственный. И создаваемый под определенную группу людей. Еще говорят, что имидж – это явление социальное. Нет окружения – нет имиджа. Имидж не то же самое, что репутация. Репутация – это реакция целевой аудитории на транслируемый имидж. Правильно определили ценности и ожидания своей общественности – созданный имидж попал в точку. И репутация сформировалась такая, которую хотели получить. Но если имидж легко контролировать и корректировать, то с репутацией намного сложнее.
Нужно ли заниматься имиджем?
Это, как говорится, дело сугубо личное. Но. Даже если не заниматься им, он все равно будет существовать. Вопрос в том, какой? Такой, который будет помогать или мешать? Который будет привлекать «нужных» людей (клиентов, партнеров, инвесторов, СМИ и т.д.) или, наоборот, сигналить им: «Ни в коем случае!!!» Или даже: «Его легко обвести вокруг пальца…».
Что влияет на имидж?
Детали и мелочи. Безусловно, начинать надо с проектирования имиджа. В том числе габитарного для персоны и фирменного стиля для предприятия. Однако даже идеально продуманный и воплощенный имидж может в одночасье рухнуть. Для этого достаточно бывает самой малости. Но если с ошибками в дизайне внешности многие мирятся: в отечественных реалиях в нем разбирается мало кто, а за рубежом то, как одет человек, все-таки является вторичным, то промахи в манерах, коммуникативной культуре, даже в навыках самопрезентации, могут оказать медвежью услугу. Кстати, об это даже можно и не догадываться, если как раз отпустить свой имидж «на прогулку». Все-таки имидж – это не кошка, которая гуляет сама по себе…
Как оценить компетенцию имиджмейкера?
Для начала надо знать, что как таковой профессии "имиджмейкер" в нашей стране не существует. Она не занесена в реестр профессий, нет единого описания ее содержания и требования к специалистам. Ни один вуз не выпускает имиджмейкеров с дипломами государственного образца. Но их могут готовить институты повышения квалификации или переподготовки (на базе высшего образования), коммерческие образовательные учреждения, частные школы, тренинговые центры и даже рекламные агентства. Однако в отсутствии единого стандарта подготовки специалистов подход к созданию программы и ее наполнению у всех разнится.
На практике это приводит к тому, что большинство имиджмейкеров занимаются исключительно имидж-дизайном – габитарным имиджем. С одной стороны, в этом нет ничего страшного. Но услуги такого специалиста не могут стоить о-очень дорого!
Еще некоторая часть тех, кто презентует себя «имиджмейкером», делают акценты на психологии имиджа. Они предлагают услуги по личностному росту, преодолению внутренних проблем. Но и это «не совсем» имидж.
Также можно встретить имиджмейкеров, которые работаю узко – только в сфере бизнеса, только в сфере политики. Но опять же их компетенция должна быть шире, чем просто предложить клиенту шоппинг для покупки подходящего костюма и галстука.
Существует еще одна категория профессионалов. Как правило, они обучались имиджелогии не один год. Программа их подготовки включала психологию, этикет, международный деловой и дипломатический протоколы, современную имиджелогию, коммуникативный менеджмент, PR, психологию имиджа, психологию общения и влияния и другие важные дисциплины. Многие из них не представляются имиджмейкерами по причине девальвации названия профессии. Но их уровень компетенции гораздо выше, чем знания имидж-дизайнера. Поэтому как раз эти специалисты по праву устанавливают иной порядок своих гонораров. И результат сотрудничества с ними может увенчаться гораздо большими и значимыми результатами.
Есть несколько подсказок, которые помогут определить уровень компетенции специалиста. Кроме того, существует нюансы, которые крайне важно выяснить еще до начала работы с ним. Об этом и многом другом можно узнать на онлайн-практикуме "ВыделяйсЯ или исчезни! (Как найти создать свой успешный имидж.)"
Вам понравилась публикация?
Вы можете поделиться ею со своими друзьями и знакомыми.
Вам понравилось? Поделитесь с друзьями!
Язык как наказание? Что должна знать каждая женщина…