Самоварных дел мастер. Виктор Михальченко.
Есть люди, на первый взгляд, неприметные. Им не свойственен внешний блеск. Они не стараются привлечь к себе внимание. Местоимение «мы» они употребляют в разговоре чаще, чем «я».Они могут показаться даже вполне обычными, такими, как миллионы других. Но стоит присмотреться к такому человеку, прислушаться к его словам – и, о чудо, вы понимаете: судьба подарила вам удивительную встречу. И не важно – в реальной ли жизни или в виртуальном пространстве… Знакомьтесь, сегодня герой рубрики «Культ личности» Виктор Михальченко. Как он сам себя называет, собиратель старины и мастер по восстановлению… самоваров.
Виктор Михальченко, «самоварных дел мастер» (фото из личного архива)
- Виктор, а почему не реставратор?
- Я не считаю себя реставратором. Даже, когда передачу снимали (канал «Культура», фильм «Самоварное дело». Можно посмотреть на Ю-тьюб: http://youtu.be/840wRzAL4Ws - прим. автора), просили, чтобы в ней не называли меня мастером-реставратором. Мы просто собираем старые самовары, я их восстанавливаю. Но не считаю себя реставратором. Может, просто не считаю себя мастером такого уровня. Реставратор – это очень высокое звание. И, наверное, пусть об этом судят те люди, которые знают меня, и те, кто покупает мою работу. А для меня главное, чтобы вещь служила человеку, какой бы она ни была изначально. Меня больше интересует не то, как меня называют, а что я оставлю после себя.
- Самовары для многих сегодня – экзотика. А с чего началась ваша, Виктор, «самоварная история»?
- В общем-то, случайно. Все началось с жены Людмилы. У ее деда, Капитона Мироновича Новикова, был самовар, который являлся единственной ценностью в семье. Его берегли и не бросали. Даже когда переезжали с места на место. А ведь в семье было 8 детей. Можно только догадываться, с какими трудностями приходилось сталкиваться родным жены при этом! Но самовар всегда был с ними. Жена рассказывала, что дед всегда топил его сам. Чистить же самовар было обязанностью детей. Постепенно самовар прохудился. Спустя годы Людмила нашла его у своих родственников. Со временем мы привели и его в порядок. Кстати, именно в честь него, дедова самовара, мы позднее и назвали свою мастерскую. Но были еще другие самовары. Отдавали их в реставрацию. Какие-то продавали. Какие-то просто дарили. Но, глядя на них, я понимал, что в этих самоварах что-то не так. Они не должны быть такими.
- И Вы решили попробовать восстановить самовар самостоятельно? А Вы помните тот, свой первый самовар?
- Да, помню. Через Интернет люди из Краснодарского края купили самовар. И хотя он был после реставрации, в душе я понимал, что мне просто стыдно отправлять его в том виде, в том состоянии. У самовара трещина была не очень хорошо запаяна. И мне совесть не позволяла его отправить таким. Я сказал жене, что его сделаю. Дело было летом. И вот два дня, с раннего утра до ночи, по 12 часов, занимался им. Весь разобрал, вычистил внутри, исправил эту трещину. Да, паячка была видна, но она была аккуратная, все внутри было чистенько, беленько, то есть чистым оловом залудил, собрал. И сказал жене – такой самовар я бы и себе оставил. Но деньги заказчик уже заплатил. Так что пришлось самовар отправлять хозяину. И знаете, приятно было потом получить письмо, в котором тебя благодарили за ту вещь, которую человек получил. Наверное, вот это меня еще больше укрепило. И я решил, что больше ни один самовар не будет продан в том виде, в котором мы его находим.
Виктор и Людмила Михальченко с одним из восстановленных самоваров (фото из личного архива)
- Виктор, а что, еще находятся такие вот самовары, старые и забытые хозяевами?
- Пока находятся, но их становится все меньше и меньше. То есть, если попадается самовар в полном комплекте, то это очень и очень большая редкость. В основном, в неполном комплекте: то не хватает краника, то не хватает конфорки, то крышки. Но и их становится все меньше и меньше. Даже в глубинке почти все уже собрано. Если еще где-то у стариков на чердаках лежат или в погребе спрятаны самовары, то о них даже и дети, и внуки могут не знать и не подозревать.
Такими приходят самовары к Виктору Михальченко (фото с сайта дедов-самовар.рф)
- С точки зрения грамматики самовар – предмет неодушевленный. А Вы, Виктор, как считаете?
- Это с точки зрения грамматики он неодушевленный предмет. Но я все-таки думаю, что у самовара есть душа! И знаете, вот когда его делаешь, то это как родился ребенок у тебя. Понимаете, сначала родился, потому ты его растишь, воспитываешь… Ты даешь ему не только жизнь, но и воспитание. Вот и с самоварами так же. И неважно, в каком виде ты его взял. Пусть у него даже будут трещинки, вмятинки. Пусть он будет весь в патине, внутри весь в накипи, черный, с зелеными следами окисления, без некоторых частей. Но начинаешь его восстанавливать, оживлять, буквально лепить своими руками. Присматриваешься, изучаешь. Если чего-то не хватает, начинаешь искать. Например, если самовар был сделан на фабрике Воронцова, и сейчас ему не хватает краника, изучаешь идентичные самовары, какая на них конфорочка стояла, какая заглушечка… Ищешь, подбираешь потихоньку. Собрал все полностью, начинаешь полировать, лудить, чистить. И на ваших глазах самовар словно рождается заново. Думаешь, вот делали же! И он верно годами служил людям. А потом, когда его уже собрал, начинаешь его кипятить, чтобы проверить исправность. И самовар начинает звуки разные издавать. Вот зашумел, а вот клокот издает, когда вода уже закипает. Прямо как живой человек! Да, у самовара есть душа!
- Вы, наверное, с ними разговариваете?
- Нет, так вот обычными словами я с ними не общаюсь. Все делаю молча. Но мысленно… Мы просто понимаем друг друга. Вот я увидел самовар, весь замятый, темный, и уже чувствую: он мой. Я сразу понимаю, что нужно для него сделать. И знаю, что это сделаю. Мне сразу видно, чей это самовар, когда он приблизительно был выпущен… Наверное, насквозь его вижу…
- А не идеализируем ли мы русский самовар? В других странах тоже ведь есть свои самовары?
- По одной из версий самовар пришел к нам из Поднебесной. Но это всего лишь версия, и не бесспорная. Русский самовар по-особому устроен. Подобной конструкции в иностранных самоварах не увидишь. У нас первые самовары появились в середине 40-х годов 18 века. Их начали выпускать на уральских заводах. Но в начале 19 века самой большой стала фабрика Силина в Москве. А вскоре по количеству выпускаемых самоваров ее опередили тульские мастера. В 30-годы 19 столетия самоварной столицей России стал город Тула. Почему наши самовары отличаются от всех других: иранских, турецких, китайских? Потому что у наших есть душа. Потому что они деланы русским человеком, а русский человек все делает с душой. Он вкладывает свою душу во все. В том числе и в самовар. И когда пьешь из него чай, он тебе душу мастера возвращает, согревает тебя.
«День моржа» 20 января 2013 г. — г. Красногорск, Московская обл. (фото из личного архива)
- А что еще дает Вам увлечение и увлеченность самоварами?
- Жизнь изменилась. Полностью. Это болезнь, наверное, но теперь у нас все заполнили самовары, только самовары. Но с другой стороны, я 20 с лишним лет проработал на госпредприятии. Там все было обыденно. А сейчас все по-другому. Новые знакомства завязываются. Приглашения отовсюду идут: где праздник провести, где чаепитие организовать. Там и беседы задушевные идут. Даже времени часто не хватает на то, чтобы заниматься именно самоварами, их восстановлением. Жизнь стала насыщенной, более интересной. Опять же новые знания, потому что иногда встречаются какие-то самовары, которых раньше не видел. Начинаешь их изучать, исследовать. Интереснее стало намного.
Чаепитие на Масленице – 16 января 2013 г., п. Нахабино, Московская обл. (фото из личного архива)
- Все подчиненно самоварам? Так кто же у Вас главный? Вы, жена или самовар?
- У нас все делится поровну. Хотя главной считаю в нашем деле все-таки Людмилу, жену. Не будь ее, возможно, и самоваров бы не было.
- А как же непосредственно сам процесс восстановления!? Это же сугубо мужское занятие… И, наверное, не всякий мужчина возьмется за реставрацию самоваров. Нужно ведь техническое образование.
- Да, у меня образование техническое, но в другом направлении - автомобильном. Пришлось книги читать, с другими мастерами общаться. В книгах ведь не всегда все хорошо описано. Иногда лучше глазами увидеть, что и как делать. Но много и самому пришлось додумывать. Не все мастера передают свои секреты. Как везде в жизни. Вот, к примеру, рецепт хорошего вина тоже не все раскроют и не каждому. Так что секреты есть у каждого мастера.
- А их, мастеров по самоварам, много?
- Трудно сказать, много или мало. Желающих, вроде, много, которые берутся делать их. Но как делают? Вот ведь вопрос. Я знаю нескольких хороших мастеров, ведь и я учился не только по книгам. Наверное, все-таки есть специалисты, но сколько? Не могу сказать. Может, единицы, а может и больше. Просто они о себе молчат.
- У Вас, Виктор, уже есть свои ученики?
- У меня есть два сына. Вот им я пытаюсь передать свои знания и умения. Но пока что-то никак у нас не получается. У них своя работа. Наверное, они еще не готовы к этому делу. Но я надеюсь, что они дорастут до него. Поймут меня и примут мой опыт.
Виктор Михальченко за работой (фото из личного архива)
- Отчего зависит судьба самоваров, которые к Вам попадают?
- От состояния. И от желания человека. Многие хотят самовар просто для интерьера. Кстати, многие и продают самовары только для интерьера. Такие часто совсем не пригодны к чаепитию. А я после изучения темы, общения с настоящими коллекционерами, пришел к выводу, что самовар должен жить. Не просто стоять в шкафу и украшать интерьер, а жить, служить людям той службой, для которой он и был изготовлен, может еще в середине 18 веке.
Самовар ТД Б.Г. Тейле с сыновьями (Тула) до и после реставрации (фото с сайта дедов-самовар.рф)
- Виктор, а самый лучший свой самовар Вы уже встретили, восстановили?
- Лучший? Так, наверное, тяжело сказать. Я считаю каждый свой самовар лучшим. И тот, который сделал первым, тоже считаю лучшим на то время. И все следующие, которые восстанавливал, тоже оказывались лучше прежних. Думаю, что и впереди меня ждут еще лучшие самовары. Нет предела совершенству. Возможно, когда-нибудь я буду из самоварной лепешки восстанавливать до первозданных параметров. Я имею в виду, когда по самовару трактор проехал и смял его. А я научусь и сделаю из этой лепешки самовар настоящий, каким он был изначально сделан на фабрике. И так, чтобы из него можно будет пить чай. Возможно, это и окажется мой самый лучший самовар. А сейчас они все для меня дороги.
- Много говорят и пишут о восточном чаепитии, английских чайных традициях. А русские? Есть у наших, русских, традиций чаепития настоящее и будущее?
- Считаю, есть. Просто во время войны и после нее народу было не до них. Но ведь жаровые самовары, которые на дровах работают, выпускались и в то время. И даже в 90-годы их делали! И больше того, сейчас люди тоже ставят самовары, не электрические, а самые настоящие — угольные. Не в таких, конечно, масштабах, как раньше, но ставят и пьют из них чай. И молодежь сейчас интересуется самоварами. Это же ведь другой вкус, другие эмоции! Мы как-то сравнивали чай из угольного самовара, чай, который с дымком, и чай из обычного чайника или электрического самовара. Они совершенно разные. Вкус другой, другие эмоции, другое отношение. Вообще другое чаепитие. Чай с дымком – это душевность, это другой уровень общения даже.
Праздник Крещения Господня – 18 января 2013 г. Храм Крестовоздвижения, Истринский р-н, Московская обл. (фото из личного архива)
«День моржа» 20 января 2013 г. — г. Красногорск, Московская обл. (фото из личного архива)
- Вы в семье, наверное, каждый день наслаждаетесь чаем из самовара?
- Ежедневно чай из самовара пить мы не можем себе позволить – катастрофически не хватает времени. Как многим. Но ни одно семейное мероприятие не обходится без самовара. День рождения, новый год. И даже иногда в воскресенье мы хотя бы раз, но поставим самовар.
- А фирменный рецепт чая есть?
- Пожалуй, нет. Но летом мы завариваем свежую травку - душицу, мяту, липу. Та же смородина идет, листочки вишни, веточки малины. Живем в своем доме, так что собираем полный сбор и завариваем. Сегодня один чай получился. Завтра — другой. И бывает, что 8-литрового самовара на семью на раз не хватает.
«Почаевничаем?» — Виктор и Людмила Михальченко (фото из личного архива)
- Виктор, смею предположить, что кто-то неожиданно отыщет у своих бабушек и дедушек, живущих в частных домах, старый самовар. Что с ним делать, посоветуйте.
- В принципе, все самовары, которые люди находят у себя на чердаках, в подвалах, они ведь были в работе. Возможно, сейчас они немножко запущены: либо с накипью, либо позеленевшие. В первую очередь, можно самим попытаться проверить находку на работоспособность. Сначала проверить, все ли у самовара в сохранности — пробка, кран. Но даже если не хватает крышки — это не беда. Затем нужно снять накипь и посмотреть, сохранено ли внутри лужение. Если лужение сохранено, не поцарапано, не видна латунь, то, в принципе, чай с того самовара пить можно без вреда для здоровья. Но если нарушено лужение, то, конечно же, лучше самовар восстановить.
Самое главное — не нужно выбрасывать его, не нужно нести этот самовар на металлом сдавать. Потому что он дожил до нашего времени, сколько бы не было ему лет, 50 либо 100, его нужно сохранять. Это наша история. Это история наших предков. И мы должны передавать такие вот семейные реликвии из поколения в поколение. Как бы то ни было, и какими бы они ни были. Да, может, самовар не нужен родителям, не нужен тем, кто его нашел. Но пусть вы его оставите в семье. Пусть передадите своим детям. Те — своим внукам. И быть может, среди них найдется тот, кто будет чтить память о родителях, о своих предках — бабушках и дедушках. И тогда, может быть, не сам, но с помощью специалистов, самовар будет восстановлен. И тогда соберется вся семья за самоваром, будут все пить чай в душевной беседе и вспоминать нашу историю, историю нашей страны. И, возможно, сама жизнь будет меняться к лучшему…
Чемпион Мира и Европы 1993 г. по кикбоксингу Сергей Киселев с самоваром, изготовленным на фабрике Н. Киселева (Москва, 1873 г.) и восстановленным Виктором Михальченко (фото с сайта дедов-самовар.рф)
***
…Помните, с чего начиналась беседа с Виктором Михальченко, самоварных дел мастером? С того, что «есть люди, на первый взгляд, неприметные. Им не свойственен внешний блеск. Они не стараются привлечь к себе внимание. Местоимение «мы» они употребляют в разговоре чаще, чем «я». Они могут показаться даже вполне обычными, такими, как миллионы других. Но стоит присмотреться к такому человеку, прислушаться к его словам – и, о чудо, вы понимаете: судьба подарила вам удивительную встречу. И не важно – в реальной ли жизни или в виртуальном пространстве…» Согласитесь, Виктор Михальченко – именно такой человек. И именно на таких вот, простых, незаметных, скромных людях, как ни пафосно может прозвучать, держится все – и прошлое, и настоящее, и будущее.
Вам понравилось? Поделитесь с друзьями!
Как на масляной неделе в потолок блины летели! Создать свой имидж… бесплатно? Почему бы и нет!..