Имидж. PR. Эффективные коммуникации.

Коллекция впечатлений

О Чехове. Но не только…

Сцена из спектакля «Чеховъ la machine».

Вообще-то свой отзыв о спектакле я должна была (да и намеревалась изначально) написать еще несколько дней назад. Таково было условие моего участия в блог-показе. И признаться, соблазн ограничиться форматом информационного репортажа или небольшой заметки был. Но так хотелось поразмышлять о постановке, без суеты и вынесения поспешных выводов. И я решила позволить себе некоторую недисциплинированность (надеюсь, организаторы простят мне эту «вольность»).

Антон Чехов -  артист Денис Филоненко.

А спектакль Молодежного театра «Чеховъ la machine» действительно дает внушительную порцию интеллектуальной пищи для ума. Пожалуй, даже слишком большую, чтобы «переварить» ее быстро. И, как мне думается, пищу не для всех. Не потому, что он требует знания Чехова несколько шире и глубже школьной программы. И не потому, что жанр театра абсурда подразумевает готовность отреагировать на непривычный формат. Скорее потому, что постановка задает много вопросов, на которые искать ответы современному человеку или некогда, или, чаще всего, не хочется. (Для достижения успеха в сегодняшнем его представлении нет нужды тратить свои ресурсы на разрешение экзистенциальных вопросов. Дивиденды нулевые. Впрочем, очень хочется ошибаться в этом.) Поэтому появление в репертуаре театра такой постановки – серьезная заявка. Прежде всего – на зрелость труппы.

…Для меня лично взросление театра связано с именем Олега Хапова. Тогда театр назывался еще ТЮЗом. Но молодой режиссер в течение 5 сезонов поставил несколько далеко не детских спектаклей. И помню, как было интересно и трудно делать репортажи о каждой премьере – настолько они отличались от виденного на этой сцене ранее…

Сцена из спектакля «Чеховъ la machine».

Но вернемся к спектаклю «Чеховъ la machine». Его сюжетную линию пересказывать нет смысла — действия нет, нет его развития и даже время обозначено лишь вскользь. (Можно только догадываться о трудностях работы над сценическим воплощением пьесы.). Однако это оправданно. Замысел, если угодно, идея спектакля не в том, чтобы рассказать о последних днях Чехова, и не в том, чтобы предложить свое прочтение его произведений. Да простят меня автор пьесы и постановщики, но спектакль, как мне думается, вообще не о Чехове.

У автора пьесы, французского драматурга и прозаика румынского происхождения Матея Вишнека, и сам писатель, и его персонажи – действующие лица совсем другого спектакля. Претензии героев к своему создателю, в которых звучат претензии в неудачливой судьбе, безответной любви, скуке провинциальной жизни, бесцельности существования, разочарованиях, утратах, непонимании, бедности, тупости и ограниченности окружения, ничего вам не напоминают? И это не единственная ассоциация, которую вызывает спектакль.

Сцена из спектакля «Чеховъ la machine».

Сцена из спектакля «Чеховъ la machine».

Сцена из спектакля «Чеховъ la machine».

Позволю себе сравнение его с ребусом, когда картинки или символы, из которых сложена загадка, могут не иметь ничего общего с разгадкой. И ребусом многоуровневым, где уровни существуют сами по себе и все же каким-то затейливым образом связаны друг с другом.

…Однажды известный и авторитетный в профессиональных кругах театральный критик Виктор Яковлевич Калиш на встрече с журналистами (это было на пятом фестивале «Камерата — Транзит», декабрь 1997 г.) сказал: чтобы получить полное представление о спектакле, нужно посмотреть его трижды. Это правило применимо и к премьере Молодежного театра.

Очень хочется увидеть нюансы актерской игры – труппе «досталось»: и количество персонажей, и ограниченность времени пребывания на сцене не давали возможности для «раскачивания». А ведь некоторым актерам пришлось перевоплощаться несколько раз.

Сцена из спектакля «Чеховъ la machine».

Как трогателен был Фирс из «Вишневого сада» в исполнении Рината Загидуллина, которому также досталась роль доктора Чебутыкина из «Трех сестер»! Признаюсь, я впервые увидела настоящий смех сквозь слезы… И каким неожиданно «живым» — страстным, сомневающимся, страдающим — сыграл Александр Черепанов «акулу капитализма» Лопахина /»Вишневый сад»/. Хочется всмотреться в сценографию – художники Елена и Антон Сластниковы предложили весьма любопытную игру с пространством и предметами. Хочется вслушаться в «голос» спектакля (музыкальное оформление – Анна Розенберг) и услышать не только тему неотвратимости судьбы, но и музыку надежды (не о ней ли писал Чехов в своих произведениях?).

Сцена из спектакля «Чеховъ la machine»

Сцена из спектакля «Чеховъ la machine».

Сцена из спектакля «Чеховъ la machine».

А еще хочется, чтобы этот спектакль, серьезный, умный, глубокий, оставался в репертуаре Молодежного театра не на один-два сезона. Все-таки театральное искусство существует не только для отдыха…

Сцена из спектакля «Чеховъ la machine»


 

* — Камерата – театральный фестиваль, созданный и проводимый с 1992 года Челябинским государственным драматическим Камерным театром.

Часть фотографий взята с официального сайта Челябинского государственного Молодежного театра

 

 

 

Вам понравилось? Поделитесь с друзьями!

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>