Красота на каждый день

Имидж. PR. Эффективные коммуникации.

Коллекция впечатлений

Красота на каждый день

Челябинский областной краеведческий музей вновь порадовал любопытной выставкой. Ее ценность не столько в уникальности экспонатов, хотя как не поразиться редчайшей коллекцией золотых пуговиц XVI-XVII веков, подаренной среди прочих предметов старины Российскому Историческому музею Петром Ивановичем Щукиным в 1905 году,  или серебряным украшениям с драгоценными камнями, которые носила мать Петра I Наталья Кирилловна Нарышкина. И уж конечно, не в общей стоимости экспонатов, а она исчисляется четырехзначной суммой, причем не в рублях.

Открытие выставки.

Выставка вызывает интерес попыткой авторов рассказать о нашем прошлом без пафоса, без попыток ввергнуть зрителей в культурный шок с помощью «рекордов» и «эксклюзивности». А опасения увидеть эдакое были: уже само понятие «ювелирное искусство» вызывает ассоциации с загадочными историями, криминалом и недосягаемой роскошью. К счастью, именно – к счастью, опасения не оправдались.

Экспозиция не случайно получила название «Красота на каждый день». На ней можно увидеть украшения, которые носили в разные периоды нашей истории по будням. Носили не только обеспеченные, но и небогатые люди. Выставка позволяет проследить по украшениям историю страны, историю русской моды и историю русского ювелирного искусства, а также побуждает подумать над тем, как складывалась культура ношения ювелирных изделий в повседневности.

Демократия в красоте

В средние века одежда на Руси была лишена заметных сословных различий, поскольку существовал единый канон идеальной красоты. Отличия проявлялись разве что в используемых материалах. Так же было и с украшениями: если знатные женщины носили золото и драгоценные камни, то простые крестьянки и горожанки надевали сережки и бусы из недорогого серебра, бисера, стекла, жемчуга. Кстати, жемчуга тогда было очень много, он считался самым «демократичным» сырьем – его широко использовали и в дорогих «царских» украшениях, и в дешевых «для всех». Но общим было качество изготовления — украшения делали одинаково красиво и филигранно.

Старинные украшения. Из собрания ГИМСтаринные украшения. Из собрания ГИМ

Украшения в тот период носили не только женщины, но и мужчины. Сережка в левом ухе, на руке перстень (и часто не один)… Однако мужскому русскому костюму в того времени не было свойственно кокетство и жеманство, как европейскому. И «дизайну» подвергались чаще утилитарные вещи – пояса, шапки, пуговицы, пряжки, цепи для ношения крестов и емкостей для напитков.

Пуговицы, XVI-XVII вв. Из собрания ГИМ

Если говорить о моде, то ее как таковой, на Руси не существовало. Стиль определялся местными художественными традициями и собственным вкусом мастеров. В одних землях уделялось внимание форме – украшения были сложными по геометрии, они собирались из мелких деталей, в них вставляли много небольших и часто разноцветных камней. В других губерниях придавали значение цвету и способу производства. Вообще же украшения делались небольшими по размерам.

Несмотря на то, что в этот период русская ювелирная школа еще только формировалась, украшения очень отличались от заграничных. Их самобытность проявлялось в особой гармонии пропорций, выразительности композиций, богатстве узоров, в используемых материалах и техниках. И еще одной отличительной чертой было  чувство меры,  свойственное высокому ювелирному искусству.

Старинные украшения. Из собрания ГИМ.Старинные украшения. Из собрания ГИМ.

В последующие века украшения менялись в сторону большей декоративности. На формирование новой эстетики, безусловно, влияли политика, рост контактов с другими культурами – прежде всего Европы и Востока, а также развитие геологии, технологий обработки камней и производства новых сплавов.

Золотой век русского ювелирного искусства

Старинные украшения. Из собрания ГИМ.

В Россию, где в XVII-XIX продолжали следовать традиции «русского узорочья», «привозят» новые стили — барокко, рококо, классицизм, ампир, романтизм. Появляются и новые виды ювелирных изделий: броши, ожерелья, запонки, браслеты, диадемы, эгреты, камелии, медальоны, булавки для шейного платка или галстука, фероньерки. В моду в разные годы входят античные, восточные, флоральные, анималистические мотивы, формы в виде насекомых и бантов из лент. Причем, изменения затрагивали не только дорогие украшения для высших сословий, но и дешевые, «для всех».

Старинная брошь. Из собрания ГИМ.

Кстати, на Руси довольно долго мастеров, изготавливающих украшения, называли просто ремесленниками. И только в период правления императрицы Елизаветы Петровны (середина XVIII века), когда в страну по приглашению приехало много иностранных художников, декораторов и ювелиров, их «переименовали» на западный манер. А в конце XIX века, не без влияния стиля модерн (art nouveau - ар-нуво), ювелирное творчество было признано искусством: произведения ювелиров стали допускаться на выставки, в Обществе французских художников открылась секция прикладного искусства, на Всемирной выставке в Париже в 1900 году представленные украшения вызвали настоящий фурор.

Старинная брошь. Из собрания ГИМ.

Очередной виток истории массового ювелирного искусства в России пришелся на период смены социальных строев. В то время, когда на западе зарождался стиль ар-деко (art déco), в стране победившей революции все, что составляло прежний быт, объявили пережитком прошлого, мещанством, пошлостью. Драгоценности и даже недорогие украшения оказались за рамками стандартов нового пролетарского «стиля жизни» (“lifestyle»). Впрочем, скромные сережки, бусы, колечки продолжали носить – артистки, жены партийных лидеров и высших работников государственного аппарата, представители дворянских фамилий, которые остались на Родине. Но для подавляющего большинства женщин даже обручальное кольцо оказалось недопустимым, да и недоступным. Над отечественной ювелирной промышленностью нависла угроза уничтожения…

Украшения советской эпохи

Можно обвинять или оправдывать большевиков в уничтожении многих произведений ювелирного искусства, продаже их на Запад, но сегодня к тому периоду разумнее отнестись как к пройденному этапу. Тем более, что, несмотря на монополизацию ювелирного дела, закрытие большинства заводов, эмиграцию ведущих ювелиров, сама отрасль все-таки не погибла. Как сейчас сказали бы, происходила ее полная перезагрузка, переформатирование.

Новая власть достаточно быстро поняла: ювелирная промышленность может послужить для дела защиты революционных достижений и укрепления экономики молодого государства. В 20-е годы в Петрограде создается трест «Русские самоцветы», в Москве оставшиеся мастера открывают артель, которая вырастет в Московскую ювелирную фабрику. В 1920 году создается хранилище драгоценностей ГОХРАН РСФСР, в 1922 году – Алмазный фонд. В следующее десятилетие возрождаются производства в Великом Устюге, в селах Красное-на-Волге и Кубачи. В 33-м году заработал Ленинградский завод по обработке цветных камней. Восстанавливается выпуск изделий из драгоценных камней и дорогих металлов, которые сначала шли на экспорт, а затем и на внутренний рынок. Налаживается выпуск массовых украшений.

Брошь. ХХ в. Из собрания ГИМ.Брошь. ХХ в. Из собрания ГИМ.

Примерно до 80-х годов ХХ века понятие бижутерия отсутствовало в речевом обороте советского общества. Но и использовать это определение, как и термин «ширпотреб», в отношении украшений, которые представлены в основной части экспозиции, как-то язык не поворачивается. Только украшения.

Брошь. ХХ в. Из собрания ГИМ.

Безусловно, в массовом производстве использовались технологии штамповки, но при этом каждый завод, каждая артель стремились к качеству и оригинальности. Поэтому художники на предприятиях не только возрождали подзабытые русские ювелирные традиции, но и реагировали на все, что происходило в мировом культурном пространстве. При этом они старались не столько копировать западных коллег и подражать им, сколько обогащали свое художественное представление и создавали вполне оригинальное ювелирное искусство. Так, многие украшения 30-70 годов, которые можно увидеть на выставке, и сегодня могут конкурировать с изделиями ведущих европейских ювелирных домов.

Камея, ХХ в. Из собрания ГИМ.

И если уж говорить о сегодняшней моде на винтаж, то подавляющее большинство представленных украшений – не архаика, место которой только в музейных витринах, а вполне актуальные аксессуары, которые легко «вписываются» в контекст сегодняшних стилей. Правда, носить их нужно уметь, как умели это женщины того времени – с достоинством, благородством, если хотите, определенным шиком, смысл которого можно объяснить перифразом народной пословицы «не украшение красит человека, а человек – украшение».

Несмотря на то, что в советский период при изготовлении украшений «для всех» сплавы и металлы покрывали золотом, использовали полудрагоценные и поделочные камни, перламутр, жемчуг, янтарь, они были не дороги по цене и, как рассказывают очевидцы, доступны даже студенткам.

Открытие выставки.

Именно поэтому сегодня их еще можно отыскать в шкатулках наших бабушек и мам. А вот в антикварных магазинах и на отечественных блошиных рынках увидеть их — большое везение. Много украшений того времени просто выбрасывали – на фоне блеска современного кича и китайского ширпотреба скромные сережки и колечки из прошлого выглядят не так броско и заметно, как хочется сегодняшним модницам. Испортило вкус и распространение псевдогламура, внедрение в сознание массового потребителя ложных критериев красоты, которые на первый план выдвигают не гармонию и чувство меры, а исключительно рыночные «стандарты красоты».

И поэтому на открытии выставки удивил искренний интерес юных посетительниц к теме «красоты на каждый день». Думается, не только потому, что экспозиция позволяет окунуться в прошлое, не «седой древности, а тому недавнему, совсем близкому времени наших мам» (по определению Татьяны Сизовой, инициатора и куратора проекта «7 веков ювелирного искусства», заведующей отделом драгоценных металлов ГИМ), но и потому что она помогает нам увидеть другую красоту. Красоту, которая не заслоняет человека. Красоту, которая возвышает его, а не превращает в ограниченного потребителя, выбор которого определяет реклама и стремление «быть в тренде». Красоту, которая подкрепляется хорошим вкусом и высокой внутренней культурой. Красоту, которая придает будням особый аромат и очарование…

Татьяна Сизова, зав. отделом драгоценных металлов ГИМ дает интервью журналисту челябинского СМИ.


 

P.S.: Челябинск – второй российский город, где стало возможным показать выставку «Красота на каждый день». До нас ее видели только москвичи. Так что южноуральцам, без преувеличения, повезло – экспозиция будет работать до декабря. Поэтому при первой же возможности отправляйтесь в Краеведческий музей и набирайтесь впечатлений!.

P.P.S.: Хочется выразить благодарность руководству музея – за идею, в которой не только стремление увеличить посещаемость, но и, уверена, желание привнести в нашу жизнь еще больше эстетики, еще больше красоты. Отдельное «спасибо» Татьяне Ивановне Сизовой – за интереснейший рассказ об экспозиции и неизвестных, но весьма любопытных фактах нашей истории.

 

Вам понравилось? Поделитесь с друзьями!

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>