Москва... Как много в этом звуке! (Ноябрьские этюды о столице)

Имидж. PR. Эффективные коммуникации.

Коллекция впечатлений

«Москва… Как много в этом звуке!..»

Ноябрьские этюды о столице

…Изначально планировала, что это будут пешие прогулки по Москве. Но за малостью времени желание обойти всю столицу пришлось ограничить Бульварным кольцом…

Этюд первый.

Сегодня отправной точкой моих прогулок должен был стать Кузнецкий мост. Но неожиданно для самой себя вышла из метро на «Пушкинской». Чуть позже поняла: ошиблась не случайно – небеса повели!..

Памятник А.С. Пушкину (Москва, А.М. Опекушин, установлен 6 июня 1880 года)

…Прямо к Пушкину. Вот он – знаменитый памятник Пушкину, известный многим по фото в школьном учебнике литературы. И пусть сейчас он изолирован сплошным забором, вдоль которого фланируют только двое полицейских. Медленно обошла его несколько раз – полное впечатление, что я — тот самый  «народ», которому он «любезен».

Памятник А.С. Пушкину (Москва, А.М. Опекушин, установлен 6 июня 1880 года)

И шляпа его в руке, отведённой назад, снята и перед небесами, и передо мной. И другая  рука (в естественном, ненарочитом движении) не зря прижата к сердцу.  Во всей фигуре удивительно сочетается величественность  (парит надо мной, маленькой) и доверительная обращённость именно ко мне.

…«Оператор космической связи»… Во мне много его строк, его мыслей — они ведут меня по жизни.

На Пушкина можно смотреть бесконечно — на фоне тревожного подвижного неба, снизу вверх. Смотреть и  - общаться. Без свидетелей…

И, к собственному удивлению, меня пробила слеза. От ПАМЯТНИКА!!! Ничего подобного прилюдно и во время экскурсий и, тем более, глядя на иллюстрации (у меня есть книга, посвящённая этому памятнику), не происходило…

Опекушин… Опекушин… Впервые захотелось узнать имя…

…С настоящим искусством надо общаться лично и интимно…

***

Этюд второй.

…Поэтому, когда ноги сами привели меня, сначала по Тверскому, потом по Суворовскому бульвару, на Арбат, я не зашла сразу в дом-музей, где Пушкин и Наталья Николаевна провели несколько месяцев после свадьбы (и потому, что была там раньше, и потому, что оттуда выходили экскурсанты). Замерла перед входом. А потом села на скамейку в глубине двора… Хотелось посмотреть на дом ЕГО глазами. Мелькнула мысль: а ведь эти булыжники под ногами могли слышать его шаги! Но мои фантазии прервал музейный работник, вышедший на перекур (вероятно). Он сказал, что мощение появилось здесь позднее, когда разбирали трамвайные пути. Поискала глазами, что мог видеть Пушкин из окон. Увы! Вокруг уже только современные постройки.

Арбат, Москва

Мой новый знакомый присоветовал посетить дом дяди Александра Сергеевича — Василия Львовича Пушкина, что на Старой Басманной, 36. Поэт там часто бывал. Дом закрывали от посетителей на реставрацию, которая как раз завершилась.

…Заметка на будущее…

***

Этюд третий.

Близился конец рабочего дня. На улице шёл дождь. Несмотря на это, ищу музей Пушкина на Пречистенке (в районе станции метро «Кропоткинская»).

…В музее – никого. Брожу по залам одна. В каждом ощущаю дыхание эпохи… Здесь не так много самого Пушкина, но каждый предмет экспозиции ценен. Рассматриваешь каждый, и — пробирает до мурашек. …Самовар из дома Олениных, носик которого они запаяли, узнав о гибели Пушкина…Онегинский зал, где мгновенно овеществились все звучавшие во мне строки… И в конце экспозиции – его перо и посмертная маска…

Перо, которым писал А.С. Пушкин.
Посмертная маска А.С. Пушкину

Я долго вглядывалась в нее, пытаясь уловить выражение лица Пушкина в последнее мгновение его жизни. И плакала…

Потом подошла к портрету Дантеса. Снова вернулась к маске… Опять – к портрету… И так несколько раз — отходила, возвращалась… Все пыталась понять, как можно было…

…Нет, ОТСЮДА не понять, не объяснить, только страдать…

***

Этюд четвертый.

…В один из дней поехала на Комсомольскую площадь – пора похлопотать о билете домой. Оттуда переулками, по Мясницкой улице дошла до Чистопрудного бульвара.

Памятник Грибоедову в окружении людей, спешащих в метро, восприняла совсем иначе – словно удовлетворила любопытство провинциалки. Поставила галочку в своем «путевом листе». Прошла до конца бульвара и обнаружила… театр «Современник». Я была в нём раньше. Но только на площади Маяковского – в старом здании.

Московский ордена Почёта государственный театр «Современник»

Зашла и не устояла (возвращаться в Химки, где остановилась у племянницы, одной, поздно!..) – купила билет на завтрашнюю премьеру. «Осенняя соната». В главных ролях — Неёлова и Бабенко.

А через день — «Вишнёвый сад»: Раневская — Неёлова, Лопахин — Гармаш, Шарлотта — Дроздова… Впечатляет! Профессионально, изобретательно, талантливо. Гармаш играет Лопахина не хрестоматийным хищным капиталистом, а умным, обаятельным, чутким человеком.

…Размышляю о времени — ушедшем и настоящем… Хочется перечитать Чехова…

***

Этюд пятый.

По Красной площади собиралась только пройтись, но не устояла перед давним соблазном – попасть внутрь храма Василия Блаженного.

Собор Василия Блаженного

…Присоединилась к экскурсионной группе и не пожалела: экскурсовод оказался весьма толковым.

…Как бережно храм реставрирован: везде, где было возможно, сохранены фрагменты первозданного сооружения!..

Вериги

…Удивилась: вериги – это металлическая жилетка! Содрогнулась, представив её на голом теле Блаженного. Оказывается, вещи могут вызвать сопереживание к событиям давно минувших дней!

…16-ый век, стены 3-х метровой толщины, поразительные своды, выложенные кирпичными спиралями, аутентичный голосник. Как в эту старину вписались современные молодые люди с удивительными голосами, мощно звучавшими в одной из девяти церквей собора?!

…Распирает чувство гордости за наших мастеров!..

***

Этюд шестой.

…В храм Христа Спасителя меня не пустила погода и дефицит времени. Полюбовалась обликом грандиозного сооружения. Впечатляет своей внушительностью.

Храм Христа Спасителя

…Неожиданно обнаружила памятник императору Александру II рядом с храмом. На табличке прочла:

Памятник Александру II  возле храма Христа Спасителя.

- отменил крепостное право в 1861 г.;

- ввёл местное самоуправление, городские думы, земство;

- провел судебную и военную реформы;

- завершил многолетнюю кавказскую войну;

- освободил славянские народы от османского ига;

- погиб в результате террористического акта 1 марта 1881 г.

Ошарашена: вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Заслужил…

…Революционеры-террористы, о которых в свое время читала в серии «Пламенные революционеры», после увиденного предстали уже не в привычном героическом облике…

***

Этюд седьмой, последний.

…В эту поездку в своих пеших путешествиях по улочкам и закоулочкам Москвы открыла ее впервые – тесную, невысокую, разноликую, с историческими ссылками на многих домах: «минувшее проходит предо мною»…

Жаль, мало посмотрела, да и затяжные дожди помешали в полной мере налюбоваться матушкой-Москвой. Но зато эти несколько дней-свиданий с ней были проникновенными и… да, пожалуй, интимными.

Поняла: по Москве надо ходить пешком и в одиночку, слушая только свой внутренний голос. И забыть о другом варианте «поездки в столицу», что зовётся модным, но таким отвратительным словом «шоппинг». Вот увидите — Москва доверчиво откроется своей несуетной сущностью и обязательно найдёт чем поразить, осчастливить и очаровать.

Что ж, прав, как всегда, Пушкин: «Служенье муз не терпит суеты…» Хотя суеты не терпит не только служенье, но и приближение к искусству. А еще – восприятие жизни. Подумалось: жить – тоже искусство. А ошибки? Их я совершила только по причине внутренней или внешней суеты…

 

Спасибо Москве – разбудила чувства и думы…

 


В публикации использованы фотографии из открытых источников.

 

Вам понравилось? Поделитесь с друзьями!

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>