Имидж. PR. Эффективные коммуникации.

Новости

«Писать грамотно – это модно!»

проверить грамотность       «Писать грамотно – это модно!» — таков  девиз глобального проекта «Тотальный диктант». В нынешнем году он пройдет уже в 10(!) раз. 6 апреля тысячи добровольцев смогут проверить свои навыки грамотного письма. Предполагается, что участниковбудет около 30 000.

     Идея Тотального диктанта понятна – обратить внимание россиян на свою грамотность. Это буквально. Но есть еще один смысл акции. Он заключается в формировании (или возврату?) культуры самовыражения на письме.

         Из описания проекта на сайте акции «Тотальный диктант»: 

Добровольцы пишут Тотальный диктант

       «Если раньше начитанность и навык грамотного письма были связаны с понятием «высокого», «элитного», «уважаемого», то теперь потребительская культура изменила ориентиры: «культурность» и, в частности, грамотность стали принадлежностью образа «неудачника», «зануды» и связаны в представлении молодежи со скукой и школьной «обязаловкой», в частности, с пресловутой формой диктанта».

      Узнаете? В инфобизнесе (а вместе с ним и в Интернете),  к сожалению, превалирует именно такая позиция. Речевое бескультурье и скудность лексики, которая заменяется вульгаризмами и «словесной эквилибристикой», неумение использовать все многообразие выразительных средств русской речи многими «гуру» и «блоггерами» провозглашаются не просто нормой, а единственно возможной формой коммуникации в интернет-пространстве.

        И это несмотря на то, что и ученые-теоретики, и психологи-практики, и специалисты по имиджу, PR и управлению общественным мнением давно пришли к выводу: слово, речь и мышление, сознание взаимосвязаны. Небрежность в речи приводит к небрежности в мыслительной деятельности, к запутанности изложения своих идей, к трудностям в общении и в итоге – к непониманию.

       Кстати, текст Тотального диктанта 2011 (Орфография как закон природы. Д. Быков) года как раз был об этом:

писать Тотальный диктант

       «Думаю, это [грамотность на письме – прим.] нечто вроде тех необходимых условностей, которые заменяют нам специфическое собачье чутье при обнюхивании. Сколько-нибудь развитый собеседник, получив электронное сообщение, идентифицирует автора по тысяче мелочей: почерка, конечно, он не видит, если только послание пришло не в бутылке, но письмо от филолога, содержащее орфографические ошибки, можно стирать, не дочитывая.»

       Так может, все-таки не стоит нажимать на кнопку «опубликовать» сразу после «ввода текста в тело письма» или «окно редактора»? Может, стоит для начала перечитать самому? И хотя бы обратиться к встроенной программе проверки орфографии? А потом, в трудных случаях, открыть словарь и учебник?

       Да, это займет время. Но если текст пишется не для поисковых машин и роботов, то лучше подумать о тех, кто будет читать наши «творения». Признайтесь честно, потребность «плести кружева из слов» тесно связана с амбициями читательского признания. (Хотя для некоторых материальная сторона «сайтотворчества» и «блоггерства» все-таки первична.) Так что ж тогда пенять  на замечания и поправки, навешивая на сделавших их ярлыки  «пустословов», способных исключительно на бессодержательные, но «безупречные с точки зрения стилистики и прочих "прибамбасов" филологии» «писульки» (из обсуждения одной статьи по поводу грамотного оформления мыслей на письме).

       Грамотность – не «прибамбас» (кстати, а вы знаете, что обозначает это слово?). Это уважение. К себе. К читателю. Сегодняшнему, который, может, и прочтет текст, а через мгновение его забудет. Но более – к будущему, который по текстам защитников принципа «как умею, так и пишу», будут изучать наше время, нашу культуру и судить о степени нашего развития.

       Конечно, русский язык – живое явление. Он меняется, как все в этом мире. Но почему же мы соглашаемся с необходимостью облагораживать ландшафты и улицы городов, в которых живем; понимаем необходимость регулярно ухаживать за собой; приучаем детей к чистоте  и порядку в вещах и при этом засоряем пространство вокруг себя мусором.  Словесным.

       Если мы принимаем  идею материальности мысли и слова, то кого остается винить в том, какой мир для себя и для детей мы создали?

       И не говорите, что от нас уже ничего не зависит. Еще как зависит! От каждого из нас. От каждого слова, которое мы написали, сказали или, наоборот, удержали внутри себя.

       Не знаю, как вы, но я обязательно приму участие в Тотальном диктанте. Потому что я не хочу превратиться в Эллочку-Людоедку. Потому что я не хочу, чтобы мой родной язык превратился в помойку. Потому что я хочу, чтобы наши дети и внуки объяснялись в любви не  оборотами «олбанского» или какого-то  другого «модного» сленга,  а словами того языка, который в свое время приводил в восторг заморских гостей, пускавшихся в рискованное путешествие по нашим бескрайним просторам.

       P.S.: Кстати, в Тотальном диктанте 2012 мои земляки тоже отметились. По количеству участников Челябинск занял одиннадцатое место (Москва – на 9 строчке, Санкт-Петербург – на 6). Среди пришедших были представители регионального министерства образования во главе с министром.

         Увы. Общие итоги Тотального диктанта не столь веселые. Большинство написали  его на «двойки» (61%), «тройки» были поставлены 28%, «четверки» — 10%.  Лишь 1% участников получили «отлично»…

       Поддержим акцию, коллеги?

Вам понравилось? Поделитесь с друзьями!

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>