Чтение как состояние души
Россия давно перестала быть самой читающей страной. И мы продолжаем стремительно сдавать позиции. Закрываются книжные магазины, меньше издается книг, падают тиражи. Не спасает положение появление электронных устройств для чтения. Нас обогнали страны Азии. Больший интерес к книгам проявляют в Белоруссии. Читают американцы и европейцы, столкнувшиеся с «кризисом чтения» в 80-90-е годы прошлого века. Почему в нашей стране проблема падения читательского интереса остается заботой учителей и книгоиздательств? Почему все-таки необходимо читать? И что нужно читать?
Об этом и не только поговорим с героем рубрики «Культ личности» Людмилой Богдановской, директором Информационного центра «Зодиак-книга» (г. Челябинск).
- Людмила, недавно опубликовали данные последних исследований читательской активности россиян. Оказалось, что 44% наших соотечественников за год не прочли ни одной книги. Как Вы думаете, почему снижается интерес к чтению?
- Однозначно сказать, почему, трудно. Проблема и в отсутствии государственной поддержки чтения, и в распространении информационных технологий, в том числе – Интернета, и в том, что в семьях не культивируются традиции чтения. Одним словом, в обществе не формируется потребность к чтению. Чтение – сложный процесс. Для чтения нужны усилия. Проще включить телевизор, даже на хороший фильм. Или попросить одноклассника пересказать Толстого или Достоевского. Это реальный пример, когда за 15 минут по телефону изложили содержание «Войны и мира»!
Конечно, что-то делается. Активно работают библиотеки, проводятся масштабные мероприятия, конкурсы. Есть общественные организации, энтузиасты, которые реализуют интересные проекты. Но все это не системная работа. Например, в США проблема чтения входит в список общенациональных и ее решением озабочено правительство. В Великобритании в середине 90-х правительство же инициировала два крупных проекта Национальную стратегию в области грамотности и Национальный год чтения. Каковы результаты? В Америке не читающих людей сегодня только 23%. В Англии издается 708 книг на человека. У нас, для сравнения, не больше 6.
- Так может, отказ от чтения – закономерный процесс? Появляются новые форматы распространения и получения информации, расширяются границы. Вполне возможно, кому-то вполне достаточно аудиовизуальных источников.
- Все это так. Но можно ли назвать чтением любой процесс прочитывания слов? Здесь надо внести ясность. Получение информации – это все-таки процесс получения информации, нужной в данный момент времени. Изменилась ситуация, информация стала ненужной. Кстати, в Интернете, по моим наблюдениям, большинство именно получают информацию, но не читают.
Чтение – это работа. Когда человек читает художественную литературу, анализирует поступки, следить за жизнеописанием персонажей, сопереживает, примеряет ситуации на себя, у него формируются чувства, происходит нравственное становление.
А если говорить «языком научных доказательств», то есть данные, что аудиовизуальная информация действительно легче осваивается, но запоминание ее краткосрочное. В отличие от печатного текста. Такой формат изложения сведений лучше структурирован. Проблема излагается шире. Аудиовизуальная информация мозаична и разрознена, в большей степени ориентирована на простые эмоции. Поэтому именно чтение, а не слушание и не смотрение, способствует мышлению, анализу. Именно чтение формирует мнение, мировоззрение, если хотите, интеллектуальность.
- То есть сегодня мы наблюдаем процесс формирования новых моделей чтений?
- Однозначно. В среде специалистов есть мнение, что действительно меняются модели чтения. Особенно они отмечают изменения в чтении детей и подростков. К примеру, раньше читали больше книги, чем журналы, в каждой семье были домашние библиотеки, дети регулярно ходили в библиотеки и в целом любили читать.
Сегодня интерес к чтению проявляют ребята примерно до 9-10 лет. А старшеклассники к книге стали относиться прагматично: она для них всего лишь еще один источник информации. Они не учатся по книгам думать, чувствовать…
- Получается странная ситуация. Для взрослого человека чтение – дело добровольное. Но дети не читать не могут! Хотя бы по факту необходимости получить обязательное общее образование. Почему же все, и родители, и учителя, и работники библиотек, и психологи утверждают, что дети читают мало и читают плохо?
- Потому что не была своевременно сформирована потребность в чтении. Все говорят: надо приучать детей к чтению, но перекладывают эту работу друг на друга.
- А когда начинается формироваться потребность читать, и кто должен отвечать за это?
- Тут нельзя сказать, что ответственность должна лежать на ком-то одном – на родителях, на школе, на государстве… Но опыт показывает, что любовь к чтению начинается со сказки на ночь. В более старшем возрасте необходимо совместное чтение и обсуждение прочитанного.
Скажите, в каких семьях сейчас принято читать книги вслух? А ведь это тоже стимулирует интерес к чтению. Но легче включить телевизор или усадить ребенка за компьютер. Я за новые технологии, но нельзя, и даже опасно, ими подменять живое человеческое общение.
И в школе чтение не должно сводиться к изучению на уроках литературы программных произведений. Тем более что часто оно становится принудительным и не интересным. Кстати, спор о том, что читать школьнику, периодически обсуждается, и часто звучат пожелания изменить список в пользу более легкой литературы.
- Все так плохо? А выход? Есть ли выход и не проскочили ли мы ту точку отсчета, когда еще можно было то-то сделать?
- Не хочется быть пессимисткой, но опасность для чтения существует. Впрочем, не только для него. Ведь чтение лишь процесс. Не может быть чтения ради чтения. Оно необходимо для образования, для развития личности. Для профессионального роста, в конце концов. Кстати, с нехваткой профессионалов, причем в любой сфере мы уже столкнулись. Только ленивый не говорит, что у нас нет грамотных врачей, строителей, политиков и чиновников. А откуда им браться, если современные студенты и школьники с трудом осиливают учебники.
- Кстати, если уж говорить о навыках чтения, то сегодня при поступлении ребенка в школу непременное условие – умение читать. И родители стараются – покупают азбуки, компьютерные программы. Но не всем хватает терпения и знаний – как правильно называются буквы, как они складываются в слоги и слова… Можно ли оптимизировать этот процесс?
- Я вспоминаю, как учила читать своих детей. И знаете, я не могу сказать, как мы преодолели расстояние от букв к словам. Но методик, действительно, существует множество. Одни ориентированы на более подготовленных детей. Другие эффективны при обучении чтению, к примеру, детей с ослабленным зрением. Это методика Елены Владимировны Колесниковой. Особенность ее программы в том, что обучение идет постепенное, но при этом развивается так называемый фонематический слух, сохраняется зрение. Согласитесь, не навредить здоровью ребенка тоже важно. И все же родители должны понять: каждому ребенку свое время. Главное привить интерес к чтению, а читать ребенок, придет время, научится.
- Людмила, Вы обозначили несколько проблем чтения. А есть ли проблема выбора, что читать? Существует ли мода на авторов, жанры, и кто ее формирует?
- Моду диктует окружение. И реклама. Надо понимать, что чаще всего заявления «самый модный», «самый читаемый» — не более чем маркетинговые технологии. Не может одна и та же книга одинаково пользоваться успехом у домохозяек, и у бизнесвумен. Или у любителей фэнтези и ценителей интеллектуальной прозы. Но литература должна быть разной.
- А для Вас как формируется список чтения?
- Какой-то системы нет. Но я обязательно просматриваю все новинки. Некоторые прочитываю внимательно. Другие пробегаю и понимаю – не мое. И не все книги, которые были ранжированы как самые-самые, тронули меня. Я считаю, что каждая книга должна найти своего читателя и наоборот.
- Людмила, Вы занимаетесь специализированной литературой. Но ведь, чтобы разбираться в ней, нужно иметь некоторое представление о профессиональной специфике, ориентироваться не только в названиях, но и в содержании?
- Да, книготорговля – специфическая деятельность. И дефицит кадров существует. Во-первых, надо любить книгу. Даже если ты не специалист в области медицины, то все равно хорошо бы прочесть аннотацию, полистать книгу. Иначе как ты ее представишь клиенту? И поймешь, кому она действительно нужна. Очень часто приходят люди и не могут точно сказать, что ищут. Вот здесь и проявляется готовность помочь. Еще сложнее работать по заявкам. Здесь одного абстрактного определения темы недостаточно. Важно понять, к какой литературе готов человек, его личностные особенности, даже его общий культурный уровень.
- Возможно, я ошибаюсь, но многие представители книжной индустрии признаются, что издавать и продавать книги – удел избранных. Бизнес затратный по ресурсам, а доходы не такие уж большие. Что привело на книжный рынок Вас?
- Профиль компании сложился от необходимости. Когда мои дети пошли учиться в лицей № 31, я увидела, что обучение там шло по другим программам, по другим учебникам. Затем появился интерес к дошкольной литературе и литературе для родителей. Росли дети, и расширялся ассортимент – появились книги по высшему образованию, деловая литература, добавилась отраслевая.
Но дело не в количестве, а в качестве ассортимента. Наша задача продать человеку именно ту книгу, что он ищет. Поэтому мы работаем по индивидуальным заявкам: ищем даже редкие издания. К примеру, «Атлас клинической паразитологии и тропической медицины», тираж которого был 2 000 экземпляров. Или великолепное издание о монастырях Южного Урала и Зауралья из серии «Русские монастыри». Выпуск составил 3 100 книг. Были обращения найти пособия, напечатанные в количестве всего 50 штук.
- А какими правилами Вы руководствуетесь в подборе книг?
- Все зависит от направления. По дошкольной литературе мы консультируемся с нашими партнерами-издательствами. Для школ привозим все учебники и методические пособия в соответствии с региональными программами. При выборе отраслевых и деловых изданий стараемся не пропустить все новинки. Но самое главное – принцип безопасности. Мы отказываемся от той литературы, которая наносит вред психике, пропагандирует насилие. И внимательно относимся к тому, чтобы все наши книги соответствовали экологически требованиям – были напечатаны безвредными красками и с хорошим качеством печати.
- Что самое сложное в Вашей работе? И что самое интересное?
- Сложное? Наверное, это вопросы сугубо организационные. А самое интересное? Я люблю общаться с людьми и люблю читать книги. Моя работа позволяет объединить это.
- И несколько вопросов в формате блиц-интервью. Чтение для Вас – работа или потребность?
- Удовольствие.
- Какой книгой Вы пользуетесь в рабочих ситуациях чаще всего?
- Книгой Соломона Мудрого «Экклезиаст. Песнь песней».
- Вы – традиционный читатель?
- Нет. За рулем или в дороге слушаю аудиокниги. Когда не могу найти печатный вариант интересующей книги, читаю в электронном формате.
- Читаете ли Вы «модные» книги?
- Да. К примеру, не смогла пройти мимо трилогии Рейчел Уорд «Числа».
- Какую книгу Вы читаете сейчас?
- Читаю сразу несколько: «Русская душа и нерусская власть» Татьяны Мироновой, «Лавр» Евгения Водолазкина и перечитываю Ричарда Баха «Единственная».
Очень понравился роман Марины Аромштам «Когда отдыхают ангелы». На самом деле это детская книга, но ее стоит прочитать всем взрослым. Рекомендую.
- Как часто и как много Вы приобретаете книги для своей библиотеки?
- Редко, то есть покупаю часто, но столь же часто раздаю после прочтения книги. В личной библиотеке остаются только те, к которым буду обращаться неоднократно.
- Любите ли Вы дарить книги?
- Да. На событийные даты – юбилеи, дни рождения, встречи – обязательно, но подбираю книгу, подходящую каждому человеку.
- Какая книга для Вас является книгой на все времена?
- «Цитадель духа» Экзюпери.
- И последнее. Что бы Вы пожелали посетителям сайта и в целом пользователям Интернета?
- Обязательно читайте, читайте разные книги, наслаждайтесь чтением, поскольку жизнь обязательно должна быть наполнена радостью. Пусть какую-то долю этой радости приносят вам книги. И, наверное, прозвучит банально, но все же – любите друг друга, цените друг друга, поскольку нет ничего дороже живого общения, понимания и участия. Для каждого однажды наступает время, когда все заканчивается. Остаются только фотографии…
В публикации использованы фотографии из открытых источников
и архива автора.
Вам понравилось? Поделитесь с друзьями!
На что обижаются мужчины? Экзамен для супружеских отношений